Дизайн-завод «Флакон»

Дизайн-завод «Флакон»

Постояльцев здесь ласково называют жителями.

Первые упоминания о заводе «Флакон» датируются 1841 годом: именно тогда в Москву приехали два француза, которых звали Фредерик Дютфуа и Альфонс Ралле. Оба были молоды и полны свершений — Альфонсу было двадцать два, Фредерику и вовсе девятнадцать. Через два года Альфонс Ралле открыл небольшую фабрику косметики под названием «А. Ралле и Ко», а Фредерик, при непосредственном участии которого и состоялось открытие, стал членом правления. И вот здесь начинается самое интересное: фирма «А. Ралле и Ко», которая фактически стала первым российским парфюмерным производством, впоследствии трансформировалась в компанию, которую все мы знаем под названием «Свобода».

Спустя почти двадцать лет дело Альфонса Ралле перешло к Фредерику Дютфуа, а с юридической стороны во главе стоял Эдуард Бо — не кто иной, как создатель легендарного парфюма Chanel № 5. Тем не менее, семья Дютфуа контролировала «А. Ралле и Ко» до смерти Фредерика в 1897 году. Объемы производства косметической и парфюмерной продукции росли, и стало понятно, что духи нужно во что-то разливать. В 1864 году Фредерик Дютфуа приобрел земельный участок на Большой Панской улице, — сейчас это Большая Новодмитровская, — с целью построить на нем хрустально-стекольный завод для производства флаконов для духов. Кроме того, на заводе производилось строительное, аптекарское и промышленное стекло, а также лампады. Продукцию фабрики начали продавать в магазине, открытом сыном Фредерика Дютфуа, Арманом, в 1872 году специально для этих целей на углу Маросейки и Большого Златоустинского переулка — кстати говоря, и по сей день мозаики с фамилией владельца видны на фасаде здания, в котором расположился один из магазинов известной сети «Иль Де Ботэ».

На рубеже позапрошлого и прошлого столетий предприятие Фредерика Дютфуа превратилось в огромный комплекс: на его территории появились стеклоплавильный, шлифовальный, гутный и гончарный цеха, а в начале двадцатого века здесь работало больше двухсот человек, причем в основном женщины. Советская эпоха привнесла в организацию производства кое-что новое — здесь также начали производить хрусталь. Предприятие было национализировано и стало называться Московским хрустальным заводом имени М.И. Калинина.

А потом была война. В эти годы женщины, оставшиеся на производстве, создавали продукцию для нужд фронта. И несмотря на то, что местность в самом начале Великой Отечественной не раз подвергалась бомбежкам с воздуха, производство на заводе продолжалось, и после окончания военного лихолетья предприятие вновь вернулось к выпуску флаконов для парфюмерии. Следующий этап модернизации ждал завод в 1977 году: благодаря автоматизации здесь за одни сутки начали выпускать до 100 тонн продукции.

[adv]

Как и для многих других государственных предприятий, после 1991 года и распада СССР для завода настали тяжелые времена. Без дотаций со стороны государства он оказался на грани банкротства, а больше чем полтысячи сотрудников рисковали потерять работу. Ситуацию спасло создание компании со смешанным капиталом под названием «Флакон: Москва-Париж», инициаторами которого стали акционерное общество закрытого типа «Парфюмфлакон» и французская компания Comptoir de Parfum. Но и в начале нового тысячелетия у завода ничего не получилось, из-за чего производство окончательно остановилось, и полтора века существования предприятия стали историей.

Новую жизнь в завод вдохнула компания Realogic под руководством предпринимателя Николая Матушевского, которая в 2007 году провела тотальную реконструкцию территории полуразрушенного предприятия и вывезла устаревшее оборудование. В результате на карте Москвы появился торгово-выставочный комплекс «Дизайн-завод „Флакон“», взявший курс на предоставление рабочего пространства людям творческих профессий. Изначально присутствовала идея сохранить простор бывших заводских помещений в первозданном виде для тех, кто стремится работать в условиях полной свободы.

Почти пять лет назад студенты Британской высшей школы дизайна завершили разработку айдентики нового «Флакона», взяв за основу неиспользованные стеклянные флаконы, которые остались после закрытия завода. Сейчас на дизайн-заводе «Флакон» прописались разнообразные творческие компании, магазины дизайнерских вещей, студии, шоурумы, мастерские, кафе и даже первый и единственный в Москве антикинотеатр. Постояльцев здесь ласково называют жителями. Кроме того, «Флакон» предлагает пространство для воркшопов и проведения мероприятий. Сам дизайн-завод регулярно участвует в разного рода коллаборациях — например, прошлым летом совместно с дизайнером Кириллом Сафоновым выпустил капсульную коллекцию футболок с принтами, напоминающими о прошлом нынешнего современного арт-кластера. Средства от продажи футболок были направлены в Благотворительный Фонд Константина Хабенского, который помогает детям с онкологическими заболеваниями.

Чтобы окунуться в неповторимую атмосферу творчества, достаточно на метро доехать до станции «Дмитровская», а затем идти вдоль Бутырской улицы и на перекрестке повернуть на Большую Новодмитровскую.

Адрес дизайн-завода «Флакон» — улица Большая Новодмитровская, дом 36.

Дизайн-завод «Флакон»Дизайн-завод Флакон

More from мария селезнёва

Chloé осень-зима 2014-2015

Французский бренд Chloé, на протяжении всей истории своего существования придерживавшийся философии преклонения перед...
Read More

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.